В каждой стране имеются свои свадебные традиции, и Болгария в этом плане не исключение. Как же отмечают свадьбу в Болгарии? Начинается все со сватания, иными словами, спрашивают согласие родителей девушки на брак. В качестве сватов выступают родственники мужчины, они обязательно должны быть семейные и иметь опыт сватовства. Подбирается подходящий, согласно приметам, день, это могло быть воскресенье, понедельник или четверг. Все проходит в вечернее время, так как сватовство должно быть тайной.
После того, как сговор прошел и родители дали добро, молодых называют породненными, а их родители обращаются друг к другу «сват», «сватья».
Интересно, что у помолвки в Болгарии публичный характер. В дом девушки приходят с музыкой и песнями молодые люди. Число гостей во многом зависит от того, богаты или бедны семьи жениха и невесты. Очень важно во время помолвки было уточнить, во сколько и когда будет проходить свадьба, какое количество народу приглашено, какими будут подарки, каков размер выкупа и так далее. О последнем беседуют очень рьяно, порой разговор напоминает обыкновенную торговлю, хоть и в иносказательной форме: продавец хвалит свой «товар», а покупатели стремятся сбить цену. Когда согласие достигнуто, отец невесты приказывал ей целовать руки будущей свекрови и свекру. Деньги несли на хлебном каравае. Процедуру брачного выкупа могли проводить между помолвкой и собственно свадьбой.
На большой помолвке, иначе годеже, обменивались дарами. Родители жениха дарили невесте ожерелье из золотых монет либо одну монету на шнурке, которая была отличительным символом невесты. Родители и священник, если он был, благословляли пару, а затем парень и девушка обменивались перстнями. В районе Котела традиционно обменивались перстнями родственники кума. Потом было веселье. В ряде местностей, допустим, на Северо-востоке Болгарии, есть традиция за трапезой проверять, насколько сообразительны сваты. Им предстояло отвечать на вопросы либо выполнять пожелания хозяев, произносимые в виде загадок. После годежа редко отказывались от брака, если это и случалось, то последствия были печальные.
Когда годеж завершался, пару именовали женихом и невестой. По внешнему виду их можно было легко узнать: у невесты было ожерелье из золотых монет, а у жениха китка на шапке. Помолвленные уже почти не общались с молодежью и предпочитали проводить время вместе. Жених ходил с невестой, мог гостить у нее. Также жених и невеста оказывали друг другу помощь во время работ в полях.
Болгарская свадьба длилась неделю. Так как болгары занимаются земледелием, свадьбы проводили осенью и зимой, когда работы шли на спад. Однако в районах, где занимались отгонным скотоводством и отхожими промыслами, популярно было проводить свадьбы летом. Согласно народным и христианским традициям, свадьбы нельзя было проводить в дни от Рождества до Крещения, в дни Великого поста, а также в високосный год.
Основные обрядовые лица на свадебном торжестве – это кум и сват. Именно они руководили событием и выступали вместе с супругами. Выбирался старый сват среди родни жениха, как правило в его роли был муж сестры. Кум – это крестный жениха либо сын крестного, данная роль передавалась по наследству. Свадебные чины были, кроме того, у деверя и золовки, это брат и сестра жениха, но лишь в том случае, когда они не состояли в браке сами. Также существовало обобщенное название родственников жениха и невесты, их всех именовали сваты и свахи.
В основной массе областей Болгарии начало свадьбы было в четверг, первым делом проводили специальные обряды, связанные с подготовкой свадебных хлебов в доме девушки и парня. Считалось, что тем, у кого планируется свадьба, необходимо послать зерно для рождения у пары первенца-мальчика. Убрав зерно с ткани, которая растеливалась для его сбора, кидали на нее перстень жениха и клали золовку в одежде невесты, а после этого качали ее на полотне с выкриками: «Мальчик — девочка — мальчик!»
Очень важным моментом свадьбы в Болгарии является подготовка свадебного хлеба. Тесто для него означало процесс «заквашивания свадьбы». В ряде районов Фракии дрожжи нужно было взять из дома жениха. В Северо-западной части страны воду для теста приносила лада – девочка, у которой имелись живые родители. Ее облачали в наряд невесты. Воду лили под обрядовые песни сопровождающих ее свах. Сеять муку доверялось деверьям и золовкам с помощью нечетного количества сит в такое же количество корыт из дерева для замешивания теста. Как правило, в муку помещали перстень жениха и браслеты невесты. Процедура проводилась под монотонное пение девушек. Согласно традиции, муку с водой начинал замешивать деверь. При этом он орудовал свирелью, пучком базилика и так далее. Тесто замешивала золовка. Правда, в Западных районах страны порой на данную роль избирали постороннюю девушку, у которой мать и отец были живы. Обрядовые песни славили жениха и невесту. В ряде вариантах засевок проводилось ритуальное смывание теста с рук золовки, а применяемая при этом вода выливалась под фруктовое дерево.
Свадебные хлебы покрывались орнаментами и, что немаловажно, разными. Ряд хлебов являлся подставкой для деревца кумы, другие применялись для баклажек деверей, а третьи ломались и их съедали участники какого-либо обряда. На засевках хлеб, который был только что выпечен, либо меденик (намазанный медом пресный пирог) ломали на голове жениха либо деверя. После этого водили хороводы и проходила трапеза, где съедали поломанный хлеб.
После того, как завершалась выпечка хлебов, в доме будущего мужа либо сразу в двух домах делали свадебное знамя (байрак, пряпор, уруглица, стяг, ламбур и так далее). Принимали участие в процессе все те же лица, а именно золовки и деверья. В Родопах и в Пиринском крае еще до того, как отсечь древко для знамени, нужно было полить основание ствола вином, положить к нему орехи и хлеб (они символизировали веселье, пополнение и жизнь в достатке). Знамя жениха было красным, невесты — белым. Иногда делали не два знамени, а одно, тогда оно было бело-красным или только красным. Полотнище оформляют цветами и зеленью, а на древко ставят яблоко, либо красного цвета, либо оформленное мишурой. Оно служит символом плодородия. В общем, знамя обозначает брачный союз. Девушки, которые украшали знамя, затем отдают его деверю за выкуп. Деверь проходит со знаменем по двору вместе с танцующими в хороводе людьми, а потом закрепляет его на крыше дома либо на дереве. Это значит, что тут пройдет свадьба.
Между засевками и началом движения свадебного поезда требовалось сделать кумово деревце. Его выполняли из ветки плодового либо вечнозеленого дерева либо из дерева с жесткой древесиной. У деревца имелось нечетное количество веток, а оформляли его так же, как и свадебное знамя. Деревце ставили в три кумова каравая, которые клали один на другой. Интересно, что на болгарской свадьбе символика деревца кума постоянно менялась. Изначально оно обозначало невесту, потом его ставили как обрядовый атрибут для благословления пары, и тогда оно уже обозначало семью.
Значимым моментом торжества являлось завивание венков для молодой пары, а в ряде районов и для деверей. Обряд проводился в доме жениха. Стебли шиповника либо розы соединяли нитками и оформляли цветами и зеленью, венки обозначали жизнь и здоровье. Венок невесты торжественно, с музыкальным сопровождением несли в ее жилище перед тем, как приезжал свадебный поезд. В доме невесты делали венчальное украшение жениха — китку, которую сплетали из золотых нитей, с присоединенной золотой монеткой. В конце 19 века, когда возникла возможность приобретать для невесты венок из воска, обряд изготовления венков практически исчез, но зато появилась традиция приносить невесте украшения для венчания.
Несмотря на то, что односельчане были в курсе намечающейся свадьбы, без приглашения приходить было не принято. Кума и старого свата звали в четверг либо субботу. Их приглашали родители жениха сами и при этом несли обрядовый хлеб, слоеный пирог с брынзой и вино. Иногда приводили девушек, исполнявших величальные песни. Кум принимал приглашение и угощал пришедших.
Остальных гостей звали в субботу, задача пригласить людей возлагалась на деверя, золовку либо самого жениха. Они ходили по дворам с красным вином либо ракией, которые были налиты в новую деревянную тару.
В субботу как в доме жениха, так и в доме невесты, проходили вечера расставания молодых со сверстниками, со свободной жизнью. На девичнике присутствовали родственники девушки с угощением. Очень трогательным был момент прощания с подругами. Прощальный ужин состоял из еды и напитков, присланных женихом. По окончанию вечера был хоровод.
На вечере у жениха присутствовали односельчане. Они несли различную еду и напитки. Отдельно сидели мужчины, а отдельно женщины. Место во главе стола занимал отец жениха, а для самого жениха и его друзей, а кроме того, для поющих девушек, накрывали стол в другом помещении. Настроение было веселое, пелись песни, люди танцевали. Также играли в игры и читали сказки. В Восточных районах страны парни изображали некоторые моменты свадьбы. Например, выбирался «кум», разыгрывался обряд «мальчишьи засевки». Комедийное представление поднимало настроение.
Существовали другие варианты прощального вечера в доме жениха. На Западе страны накрывали стол в честь кума. Его сажали во главе стола, и он распоряжался торжеством вместо жениха.
Говорят, что мужчина впервые брился именно на свадьбе. Даже если борода не росла, ее брили символически. Процесс доверялся деверю, а иногда этим занимались сразу несколько человек, сменяющих друг друга. Две золовки держали белый платок под подбородком жениха, дабы волосы не потерялись, так как поверье гласило, что их можно использовать для обрядов. Опять же, играла музыка, звучал барабанный бой, а девушки, стоявшие рядом с женихом, пели песни о свободной жизни. Когда бритье завершалось, жениха обливали водой.
Наутро воскресенья жених шел за невестой вместе с членами свадебного поезда. Чем богаче были его родители, тем большее количество сватов присутствовало. В составе поезда был кум, старый сват либо заложник, в зависимости от района страны, деверья, предвестители и прочие родственники и знакомые. Отец жениха далеко не всегда шел со свадебным поездом. Основные свахи – это кума и старисватица, заложница, потом шли золовки и певицы. В поезде находились и музыканты.
Жених облачался в новый костюм, а среди других людей его выделало полотенце с орнаментом пешкир, подаренное невестой на помолвке. Его перекидывали через правое плечо либо вешали на шею. Также в некоторых районах такую роль выполняла китка либо венок на шапке. Когда-то прикрывали лицо жениха, дабы его не сглазили, однако этот обычай ушел в прошлое.
Перед тем, как свадебный поезд отправится, проходил обряд прощания жениха с матерью и отцом. При этом мать сыпала на него и сватов зерно. В ряде областей также мать выливала воду либо вино. Пелись обрядовые песни, в которых желали доброго пути жениху и счастливого возвращения. Интересно, что в песнях свадебный поезд приравнивался к выступлению войска, и даже тогда, когда невеста жила рядом, сватам нужно было ехать на лошадях, а свахам на телегах. Позже ситуация немного поменялась: если невеста жила рядом, сваты шли пешком, но вели белого коня для девушки.
Свадебный поезд строился в особой последовательности. Вначале шли музыканты, потом основные обрядовые лица, перед ними знаменосец. Наконец, шли остальные мужчины. Потом в повозках ехали свахи и кума. Свадебное шествие двигалось с песнями, танцами, музыкой и пальбой из ружья. О том, что жених выехал, невеста узнавала от предвестителей, обгоняющих поезд и приходящих в дом девушки раньше.
Перед тем, как быть допущенными в дом, сватам следовало пройти через различные испытания у въезда в село и перед входом в дом невесты. Как правило, дверь запирали, а охраняли ее родственники девушки мужского пола. Правда, в некоторых районах Болгарии путь преграждали бревнами, камнями и так далее. Необходимо было проверить, насколько сильные и ловкие сваты. Одно из испытаний – это завладение сватами свадебным знаменем невесты. Самый важный момент данного испытания заключался в том, что оно демонстрировало перевес сил родни жениха перед родней невесты.
Сопротивляясь сватам, родители и родня невесты сразу же давали им понять, что рады гостям и готовы объединению семей. Невеста встречала сватов в обыкновенной одежде и орошала их водой и зерном. Более взрослые сваты занимали места за накрытыми столами, а молодежь танцевала и ждала, когда невесту приготовят к выходу.
В процессе переодевания производились магические действия для охраны молодых. Одежду вешали на весах, дабы она касалась железа, ее окуривали ладаном и просовывали через элемент ткацкого станка под названием нит. Однако основным обрядом одевания невесты было покрывание ее специальным покрывалом – було. В 19 веке для данной традиции применяли красную ткань, которая закрывала лицо молодой девушки. Сверху була надевали венок. Невеста рыдала, а подруги заводили грустные песни, трогающие гостей до слез. Потом деверю требовалось обуть молодую и вывести ее к сватам. В данный момент пытались скрыть ее от сглаза и колдовства. Невеста приносила дары родственникам, сидевшим за столами.
Одновременно с предыдущим обрядом представители жениха получали приданое за выкуп, чисто символический. В ряде случаев им требовалось исполнить некоторые желания родни невесты, предлагаемые в иносказательной форме. В это же время девушки, которые делали свадебное дерево, передавали его куму за выкуп, а заложнику отдавали петуха.
Последнее, что делали в доме невесты, - это обряд расставания молодой с матерью и отцом. Потом жених и невеста вставали перед ее родителями, их благословляли, а после этого свадебное шествие отправлялось в церковь, причем не тем путем, которым шло к дому, а другим. Родня при этом оставалась дома.
В болгарских традициях венчания в церкви имеется немало элементов народных обрядов, к которым церкви пришлось некоторым образом приспосабливаться. Допустим, по причине обрядового молчания молодой невесты не задавали вопрос о добровольном вступлении в брак. Кроме того, при венчании часть функций священника передавалась куму и куме, в том числе осыпание пары зерном, обрядовое кормление и другие.
Молодых вводили в дом, тогда проводились обряды, связанные с приобщением пары к новой семейной жизни. Самая большая роль тут отводилась свекрови. Она встречала сватов и молодую жену хлебом и вином либо водой, а помимо этого, осыпала их зерном либо мукой из решета и поливала вином либо водой. Потом она кормила молодых хлебом и сладким, это требовалось для привлечения достатка и удачи.
Только жена либо и муж, и жена шли в дом по новой белой ткани либо по красной или же красно-белой нитке. Перед входом они опять совершали ряд обрядовых процедур. К примеру, невеста мазала порог и вход медом и маслом. У дверей свекровь давала девушке хлеб и воду либо вино, а та должна была занести их в жилище. В ряде областей Болгарии на свадьбе молодая либо оба новобрачных перед дверьми впрягались в хомут. Это значило, что невестка будет слушаться свекровь, а младшие – старших.
Свекровь вела невесту к очагу. Рядом с ним совершались обряды, связанные, в основном, с многодетностью и простыми родами. Невестка держала на руках мальчика, дабы первый ребенок был мужского пола, или же троих ребятишек. Девушка мешала угли в очаге, это значило, что она приобщилась к дому мужа. Также она смотрела в трубу, дабы родились дети с черными глазами. Свадебная трапеза являлась завершающим моментом болгарской свадьбы. Именно в этот момент традиции перерастали в торжество, было не только застолье, но и музыка, песни, игры.
Основным элементом застолья было дерево кума. Оно располагалось перед кумом, который занимал наиболее почетное место. Участниками кумовой трапезы были исключительно пожилые гости, в том числе приглашенные кумом и старшими родственниками жениха. Молодежь сидела за отдельным столом, а родственников невесты вообще не было на свадьбе. Важный момент: муж и жена вообще не трогали еду или же для них накрывали стол в другой комнате, причем состоящий из определенных блюд. Обычно для молодой жены приносили обрядовый хлеб, баницу и яичницу. В процессе свадебного пира кум играл роль «жреца». В роли духовного покровителя семьи жениха кум благословлял появление новой супружеской пары.
Благословление кума равнялось церковному венчанию. Деверь вел новобрачных к куму, они ему поклонялись и прикладывались к руке губами. Затем кум говорил первый тост за здоровье, желая мужу и жене вместе состариться. «Дерево и камень возьмут — золотом и серебром обратятся. В этом году венчаем, а на следующий, даст Бог, будем крестить!» — вот какие слова произносил кум. Когда благословление было сказано, кумово дерево разрушали, яблоки с него срывали, а хлеб ломали и делили между участниками застолья. Его должны были попробовать все присутствующие.
Также на пиру вручали дары гостям. Начинали при этом с кумовьев, потом несли дары родителям жениха и прочей родне. Дары складывали в решето, а раздавала их золовка, либо деверь или свекровь. Дары также были традиционными. Куму преподносили рубаху, куме – также рубаху либо верхнюю ее часть, выполненную из лучшего материала, с вышивкой. Аналогичные подарки несли родителям жениха. Деверьям дарили по паре чулок, золовкам доставались платки либо фартуки. В ответ на дар вручали также подарок, отдавая его невесте, обходящей гостей. Как правило, дарили деньги либо домашнюю утварь, еду. Иногда публично произносились общения о подарке в виде животных, обычно баранов. Подарки оставались у семьи жениха и служили чем-то вроде компенсации за большие траты на свадьбу. Гости несли хлеб и какую-либо еду для свадебного пиршества.
В процессе пира следовало выполнять все пожелания кума. Он их называл в виде загадок. Допустим, таких: «Известью побелено, из камня возведено, но нет ни дверцы, ни окошка». Ответом было яйцо, причем изображали, что оно много весит. Для более взрослых гостей пели и играли умелые музыканты. Песни были про сватовство и свадьбу, разнообразные интересные истории, гости слушали и плакали. А вот молодые танцевали во дворе. Свадебный пир оканчивался торжественными проводами кума до дома. Порой также были карнавальные игры.
Брачная ночь является очень важным моментом свадьбы в Болгарии. Если она закончится успешно, то цель всех торжеств, обрядов и обычаев была достигнута. Молодая пара должна была провести ночь в холодной комнате либо хозяйственной пристройке в воскресенье. Подготовкой брачного ложа занималась золовка либо деверь, причем муж и жена должны были выкупать его. Вход в помещение и раздевание молодых также сопровождались обрядами. Дабы избежать магического «завязывания мужской силы сваты либо заложники, в зависимости от региона страны, смотрели, нет ли на одежде мужа и жены каких-либо узлов, не заплетено ли в нее что-нибудь.
Основная цель была такова: мужчине доказать, что он возмужал, а девушке – продемонстрировать свою невинность. Если все заканчивалось хорошо, жених стрелял из ружья. После этого веселье было особенно бурным. Опять собирались гости, звучали волынки, барабаны, начинался обрядовый хоровод. В этот момент приходили ряженые, которые исполняли комические свадебные пародии. Чаще всего, «роженица» делала вид, что «рожает» на своем же свадебном торжестве. Кроме того, изображали свекра и свекровь.
После брачной ночи веселье было особенно бурным, в шутку крали кур со двора родителей невесты и так далее. В этот же вечер либо ранним утром понедельника деверь и заложник отправлялись с родителям невесты с подслащенной ракией и говорили, что невеста хранила невинность. В противном случае, свадебное веселье заканчивалось, а гости ощущали себя униженными. Свекровь бросалась в слезы и проклинала невестку, а часть родственников даже уходила с торжества. Имелось поверье, согласно которому невестка, не хранившая девственность, приносила несчастье и семье, и селу. Следом свадьба становилась издевательством над женой. Ее нужно было возвратить родителям, а отец девушки отдавал значительный выкуп. Причем это имущество не было частью приданого, а служило компенсацией за принесенное «зло». Также жену мыли на глазах у жителей села.
Если сексуальной близости между мужем и женой не было по вине мужчины, то это объясняли, как правило, колдовством. Правда, в ряде областей Болгарии, а именно во Фракии, после этого жениха высмеивали.
Благополучное завершение свадьбы ознаменовывалось и тем, что разоряли свадебное знамя. Это происходило утром в понедельник. Тогда же деверь с музыкантами и девушками, принимавшие участие в засевках, вели невесту за водой. Деверь лил воду, а невеста должна была трижды пролить ее, а уже потом нести домой и поливать на руки всей семье.
Торжественный момент свадьбы в Болгарии, происходящий в понедельник, - это снятие свадебного покрывала с жены. Снимать поручалось куму, куме либо деверю, делали это свежесломанным прутом розы, шиповника, фруктового дерева либо свирелью и тому подобное. Покрывало кидали на фруктовое дерево либо на крышу жилища. Потом жена надевала белую косынку, что являлось символом замужней женщины.
Последним обрядом на свадьбе была традиция приобщения молодой супруги к домашним работам в семье. Ей требовалось убрать дом и прясть на новой прялке, являющейся символом начала новой жизни. В ряде областей муж и жена ходили в лес за дровами. Последнее застолье на свадебном торжестве – это угощение людей, которые помогали проводить пир, а также близкой родни. Ели остатки обрядового хлеба, их мочили в теплой воде, а кроме того, готовили специальную еду, в том числе студень, блины и так далее. Молодые приносили еду гостям.
По завершению свадьбы жена прекращала соблюдать обет обрядового молчания (до этого она могла беседовать лишь с золовкой, но не с другой родней мужа). Начало общения было таким: свекор, свекровь, деверья и прочие «прощали» невестку, а она целовала им руки и кланялась в пояс. После этого она могла с ними беседовать. В ряде районов Болгарии первое общение жены с родственниками мужа выражалось в том, что она должна была придумать ласковые прозвища. Интересно, что этими прозвищами жена называла новую родню всю жизнь. Все это происходило в виде обряда: молодая женщина обходила родственников супругов с чащей ракии либо вина и называла их родственным именем либо прозвищем. Обрядовое молчание молодых по отношению к куму, как правило, завершалось через семь дней после свадьбы, а порой и позже, а избегание супругом матери и отца жены завершалось на повратках.
Совместная жизнь супругов начиналась с посещения различных родственников, в первую очередь, матери и отца жены. Это называлось повратки. Туда обычно шли на следующей неделе после свадьбы, в большинстве областей вечером пятницы, до утра воскресенья. Есть примета, что суббота – дурной день, потому в первую субботу после свадьбы молодые не должны быть дома. В ряде случаев мужа и жену сопровождала близкая родня мужчины, в том числе родители, братья и сестры. Гости несли погачу, баницу, прочие угощения и напитки, а мать и отец женщины преподносили дары молодоженам и «прощали» их, иными словами, снимали с них обет обрядового молчания. Существовал и иной вариант обряда, в котором мать и отец жены звали свою родню, в таком случае посещение молодой пары отмечалось пышно и выглядело как второе свадебное торжество. Следом ходили в гости к куму «за прощением» (на прошка). В ряде областей страны, согласно традиции, молодая пара не должна была работать несколько дней после свадьбы, муж и жена только ходили в гости. Однако постепенно в гости ходили реже и реже, так как начиналась семейная жизнь, работа и трудовые обязанности.
Когда свадебные обряды завершались, поведение молодой пары в течение года определялось рядом календарных праздников. В том числе, например, на Иванов день, который проходил 20 января, молодых мужей обливали водой на улице. Особые традиции есть на Пасху, Георгиев день (6 мая) и так далее. В праздничные дни молодые ходили к матери и отцу жены, куму и прочей родне. Гости и хозяева одаривали друг друга.